В какой ВУЗ поступать. Часть 2

Итак, вы приняли решение ходить на дни открытых дверей (ДОД). Где же быстро посмотреть, какие вузы есть в вашем городе и какие в них программы? Какую информацию искать?

Ищем информацию

Есть несколько ресурсов в сети. Например, “Поступи онлайн”. На этом сервисе можно:

  • найти ВУЗы своего города с адресами и сайтами
  • пройти по целой цепочке из 10 шагов от выбора профессии, затем ВУЗа и специальности, до подачи документов в ВУЗ и анализа конкурсных списков
  • почитать описания разных профессий (устаревших, современных, перспективных)
  • пройти профтестирование, получить рекомендации по выбору специальности

Там же есть и календарь дней открытых дверей, олимпиад, наборов на подготовительные курсы.

Важно, что в любом случае надо перейти на сайты выбранных вузов и там уточнить полученную на сервисе информацию. Бывают и переносы ДОД, и другие бакалавриаты, и иные проходные баллы. Конечную информацию лучше вообще получать у первоисточника – непосредственно у самого вуза.

Записываем информацию в одном месте

Если ходить на ДОД в разные вузы регулярно (а именно это и имеет смысл делать для создания устойчивой мотивации на выбор подростком своего жизненного пути), то полученную информацию стоит сводить в одном месте. Подросток может вести Дневник выбора в тетради или на компьютере в Word, но лучше всего заносить всё в табличку.

Помимо того, что таблица всегда поможет быстро вспомнить нужную информацию о ДОД, баллах и прочем, она еще и послужит отличным мотивационным инструментом в подготовке к ОГЭ/ЕГЭ. Но об этом дальше!

Что записывать в таблицу?

  • названия заинтересовавших ВУЗов
  • понравившиеся направления подготовки: дизайн, программирование, менеджмент…
  • ЕГЭ-предметы для поступления (обычно 3): русский, математика и какой-то третий, например, физика или информатика
  • прошлогодний проходной балл на бюджет очной формы обучения. Ищем на сайте, может быть закопан глубоко, например, в приказах о зачислении.
  • проходной балл на платное/коммерческое отделение (обычно меньше, но придется платить)
  • размер оплаты за семестр. Видно, сколько денег экономим каждые полгода – вот она, мотивация для семьи!
  • даты ДОД на осень и весну. Важно: уточняем адрес проезда на ДОД, ведь корпусов в вузе может быть несколько, и они могут быть раскиданы по всему городу. Нужно приехать в нужное время в НУЖНОЕ место!
  • телефон приемной комиссии. Не всю информацию можно найти даже на сайте вуза. Заодно уточняйте по телефону уже имеющуюся информацию: дату ДОД, где проходит, какой проходной балл… На разные направления подготовки могут проводится разные ДОД в разные даты в разных местах. А может вообще не будут проводить, но есть видео с прошлого ДОД на сайте. Все заносим в таблицу – не надеемся на память.
  • поле для дополнительной информации по итогу посещений ДОД: в баллах от 1 до 5 или 10 оцените свое желание учиться по каждому выбранному направлению в целом, трудность учебы, отметите наличие практики, возможность работать/подрабатывать параллельно учебе, наличие общежития, нужных спортивных секций и т.д.

Сколько ВУЗов и специальностей вносить?

Разрешается подавать документы в 5 вузов, но стоит занести в таблицу 10-15. После посещения ДОД какие-то вы отсеете, и останется 5-7. В их числе стоит оставить 2 сильных вуза, 2 средних и 1 слабый (на всякий случай – вдруг никуда больше не пройдете).

В каждом вузе выбираем несколько понравившихся направлений подготовки – их может быть до 10. Но лучше сократить до 2-3-х понравившихся и 2-х для резерва (например, название не очень воодушевляет, но проходной балл низкий).

Смотрим правде в глаза

А теперь ключевой момент проделываемой работы:

  • вы нашли на сайте вуза прошлогодний проходной балл по выбранному направлению обучения – записали его в таблицу.
  • теперь делим это число на 3 – получаем, сколько в среднем баллов необходимо набрать на ЕГЭ по каждому сдаваемому предмету (русскому, математике и какому-то третьему), чтобы поступить.
  • записываем и это число в отдельный столбец под заголовком “средний проходной балл”. По одним направлениям получится 60+, по другим 70+, а где-то 80+.

Крутые специальности (нанотехнологии, робототехника, анализ больших данных…) будут требовать высоких результатов. Вот и мотивация: мечтаешь попасть на модное направление – вкалывай усиленно два года по 3-м предметам, выходи на 90+, а это уже олимпиадный уровень! Сразу появляется ясность, к какому уровню тянуться и ради чего вообще стараться.

Еще можно пересортировать строки таблицы по среднему проходному баллу (пример). Сразу станет ясно, что при 90+ баллах подростку доступны все 50 заинтересовавших вариантов, при 80+ – уже 40 вариантов, при 70+ – 30 вариантов, а при 60+ – только 20 вариантов, да и то только в слабых вузах.

Что теперь делать?

В нашей табличке 10 вузов х 5 направлений = 50 вариантов. У каждого варианта своя тройка ЕГЭ-предметов (на самом деле четверка: третий экзамен по выбору вуза может быть вариативным, и к зачету примут предмет с более высокими ЕГЭ-баллами). Это бесценная информация для принятия важнейшего решения: по каким 3-м или 4-м предметам стоит готовиться в школе оставшиеся 1-3 года.

Идеально такое решение принимать осенью в 9 классе. Тогда 4 предмета для сдачи ОГЭ (обязательные русский и математика, 2 – по выбору) плавно перетекут в 3-4 предмета для сдачи ЕГЭ (русский и математика + 1-2 предмета). Качественная подготовка к ОГЭ – это уже на 50% готовность к ЕГЭ. Большая экономия усилий!

Но большинство будет ходить на ДОД только в 10 или 11 классе. При взгляде на свою таблицу им сразу станет ясно: русский и математику надо учить в любом случае, а 3-й предмет – это тот, который наиболее часто встречается в выбранных 50 вариантах. Приняв решение по 3-му предмету, выкидываем из таблицы варианты, где его нет. Пространство вариантов сокращается. Вот тогда и возникает осознанная необходимость капитально браться за подготовку к ЕГЭ.

Кто заполняет таблицу

В идеале, всю эту работу надо проводить подростку. Но без вас он, скорее всего, не справится. Особенно сложно многим звонить по телефону незнакомым людям в приемную комиссию: здороваться, задавать вопросы, договариваться о перезвоне. Можно для примера сделать это самому на глазах у подростка, а потом пусть звонит он при вас. Получается, отдельный тренинг на уверенность в себе и умение общаться по телефону. Особенно, если после звонка подростка еще и что-то ему посоветовать.

Зачем этим заниматься?

Практика показывает, что подросткам ездить в вузы на ДОД не хочется. Табличку (даже готовый образец) они заполняют тоже неохотно. Поэтому без поддержки родителей – от регулярного «покажи, что заполнил» до «давай сядем, вместе сделаем» – не обойтись!

Однако заполнение и анализ таблицы, поездки с сыном или дочерью на ДОД, формулирование вопросов, обмен впечатлениями после поездки – всё это бесценный опыт совместного эмоционального проживания одного из важнейших этапов в жизни ваших детей. Используйте его на полную катушку – будет что вспомнить!

Надеюсь, было полезно! Следующая статья – о плане действий на ДОД.

Приложения