В какой ВУЗ поступать. Часть 1

С удовольствием поделюсь своим опытом. Но это не истина в последней инстанции, а частное мнение. Это приглашение поразмышлять и выработать свою позицию. Попробовать новые практики и нащупать свои приемы. В путь!

Почему так трудно?

Сразу проведем разграничение: помогать подростку – это частично делать что-то за него, поддерживать же – это создавать условия, когда ему самому приходится что-то делать. Понятно, что нам, родителям, сложно бывает переключиться. Проще самому сделать, чем просить, договариваться с подростком, добиваться выполнения. Но формат поддержки – это как раз реальные отношения в социуме. Например, работодатель не делает за нас работу, а только создает условия для ее выполнения И тут сразу становится ясно – что поддержка может быть мягкой (друзья, подруги) или жесткой (начальник, руководитель).

Продолжим сравнение. За выполненную для работодателя работу мы получаем зарплату. То есть оговоренную в трудовом договоре часть прибавочной стоимости, которую мы для организации создаем. При этом мы дополнительно что-то узнаем, укрепляем старые и нарабатываем новые навыки, прокачиваем свои компетенции.

Раньше похоже было и в семье — что в крестьянской, что рабочей. Подросток (и даже ребенок) в меру сил и возраста помогал родителям в повседневных делах, а подрастая и осваивая новые навыки, нес всё большую нагрузку. Зарплату не получал, но кров, одежду и еду обеспечивала семья. Большой труд, серьезная нагрузка с детства – поддержка семьи в меру ее сил.

Что поменялось сегодня? О работе ребенка/подростка не может быть и речи, а семья окружает его максимальным комфортом (в меру своих финансовых возможностей). Смартфон, планшет, компьютер, оплата подключения к сети и регулярная покупка компьютерных игр, брендовая одежда и обувь, различные секции и экипировка для нее, кино и театры, экскурсии и путешествия, кафе и рестораны, учебники и художественная литература, мебель для занятий, отдельное место или комната для занятий и т.д. А реальная физическая работа в поле, на садовом участке или на рабочем месте в мастерских, на заводе выродилась до нуля. Даже работа по дому стала чисто знаково-условной: стирает стиралка, сушит сушилка, подготовка полуфабрикатов – на кухонном комбайне, готовка в мультиварке, уборка — роботом-пылесосом. Вплоть до доставки продуктов и готовой еды через интернет.

Проверьте себя: у кого из ваших знакомых подросток сажал картошку, выращивал помидоры, ремонтировал забор, помогал строить дом, готовил борщ, лепил пельмени, сшил что-то из одежды, отремонтировал обувь… Большинство подростков с напоминаниями и скандалом вынесет мусор, заправит постель или соберет разбросанные по полу носки. Понятно, что это относится не ко всем, но очень многим. Городское население сегодня в России 75% — и сказанное относится к очень многим семьям.

Да, сложно замотивировать современного подростка на реально серьезное дело (учеба, спорт, работа, индивидуальный проект…), если для него пока вершиной усилий остается утром вовремя встать и прийти в школу. И на жесткого тренера-работодателя современные родители явно не тянут.

А ведь в реальной жизни конкуренцию никто не отменил. Мы же не умеющего плавать в море не бросаем, не бегающего – на марафон не ставим, слабого – под штангу не кладем. Зато инфантильного (благодаря нашим же условиям воспитания) парня или девушку отправляем в океан жизни не просто на лодочке – на резиновом надувном матрасике…

Большинство родителей все это понимает. Но ребенок в семье обычно один – жалко его. И работа забирает все силы – энергии не хватает. Да и семья сегодня часто неполная – мама повлиять на подростка, начиная класса с 6-7, уже не в состоянии, а папы нет или появляется эпизодически.

Вот так все и тянется до старших классов. Напряжение усиливается. Скоро школа закончится, работать мы не умеем, учиться — не хотим… Куда бы нам податься… Есть стандартное решение – в вуз на бакалавра на 4 года (а потом можно еще и в магистратуру на 2 года), или сначала в колледж на 3 года – а потом уже в вуз. Вроде как подросток и делом занят, и от опасностей океана реальной жизни мы его пока отгородили.

Поэтому главный вопрос, который выматывает нервы практически всем родителям, – куда будем поступать?

Итак, вот тут четко зафиксируем! Подсознательно идет подмена проблемы: задача формирования подростка, способного и привычного к напряженному, тяжелому умственному и физическому труду, заменяется на мучительные метания – куда пристроить свое чадо.

Муки у кого-то начинаются уже в 9 классе, и становятся нестерпимыми к 11. И чаще всего поступаем в вуз по принципу «как получится», «где поближе» или «куда хватит баллов».

Примем, как должное, что многие родители реально или не хотят сами формировать личность подростка (большие затраты энергии и времени), или не могут (нам бы обеспечить семью, или хлопочем с маленькими детьми), или не понимают (не осознают) самой проблемы.

Все ли потеряно? Нет, есть ряд действий, которые с относительно небольшими затратами могут поправить (а если повезет, то и вытянуть) ситуацию. Оценки могут быть как плохими, так и отличными, но явно выраженного желания чем-то заниматься нет. С чего начать? Как замотивировать двигаться, развиваться, занимать активную жизненную позицию?

С чего начать?

С дней открытых дверей в любом вузе. Неважно, в 9, 10 или 11 классе подросток. Нужно затянуть его в тусовку молодежи, которая на дне открытых дверей активно что-то выбирает, задает вопросы студентам и профессорам, ходит по лабораториям, спортплощадкам и общежитиям. Ставка на внутренне ощущение, что все (такие же, как ты) стремительно куда-то двигаются, а ты – не знаешь, за что хвататься. Все уже что-то выбрали – а я торможу.

Мы, как родители, держимся спокойно и уверенно. На все вопросы (А что посоветуешь? А что лучше?) говорим: “Это твой выбор, присматривайся, слушай себя – куда тебя потянет”.

Усиливаем этот посыл: предлагаем подростку погуглить профессии и составить таблицу с 10-20 вузами по заинтересовавшим специальностям, расписанием дней открытых дверей (ДОД), а потом вместе на них регулярно ходим. Держимся на вторых ролях – пусть всё делает самостоятельно. Мы только напоминаем, что завтра уже куда-то идем.

Также предлагаем пригласить друзей и подруг – пусть идут компанией. Тогда подростку не так страшно и задавать вопросы веселее и интереснее!

В идеале эту работу надо начинать с 9 класса и проводить в два этапа: ходить на ДОД осенью и весной. Дополнительно еще проводятся общие межвузовские выставки. Туда тоже идем и расспрашиваем по стендам.

Цель – школьник должен «пропитался» вузовским духом, почувствовал, что школа лишь временная ступенька на пути в яркую и задорную студенческую жизнь. Тело еще здесь – а душа уже там. Вот так и формируем внутренний эмоциональный настрой, мотивацию на изменение жизни. И потом, когда он своими глазами увидел, где и как будет дальше развиваться, ему уже не так страшно что-то выбирать.

Приложения