В какой ВУЗ поступать. Часть 3

Вы приехали в выбранный вуз. На что обращать внимание и что вообще там делать? О-о-о, тут целая система…

Самое главное, что нужно сделать:

  1. Пройтись (объехать на такси) вокруг корпусов, посмотреть размах и масштаб – это тебе не школа.
  2. На общем вузовском собрании послушать ректора (и его замов): что и как они рассказывают о своем вузе, его развитии, научной-культурной-спортивной жизни, связях с работодателями-предприятиями. Это стратегический уровень.
  3. После общего собрания часто предлагают разойтись по аудиториям, где уже будут рассказывать про группы специальностей (программирование, юриспруденция, менеджмент…). И тут пусть подросток выбирает, куда захочет пойти в первую очередь. Везде все равно не успеть, но это не страшно. В следующий период (осенний или весенний) снова пойдете на ДОД в этот же вуз, но уже послушаете про другие бакалавриаты.

Тут-то и можно позадавать разные вопросы. Садимся поближе, на первые ряды, поскольку может быть и под сотню родителей и подростков. Но и с последних рядов тоже надо поднимать руку, задавать вопросы.

Если подросток в себе не уверен, спрашиваем сами — показываем пример. На следующий раз договариваемся, что он хотя бы 1-2 вопроса задаст сам. То есть тренируем его не тушеваться, чувствовать себя хозяином своего выбора, занимать активную жизненную позицию.

А список вопросов хорошо бы составить заранее. Посидеть с подростком накануне. Пусть сам придумывает – мы только направляем. Хорошо бы, чтобы в итоге вы не забыли следующее:

  • куда и на какую зарплату обычно устраиваются выпускники, какой далее карьерный рост;
  • с какого курса производственная практика и на каких фирмах/предприятиях;
  • на какие предметы делается упор, насколько современные учебники по ним;
  • кто преподает, какие ученые, какие у них достижения;
  • есть ли возможность работать с ними по разработке каких-либо направлений;
  • сколько обычно предметов сдают за семестр, возможна ли пересдача и сколько раз;
  • за что отчисляют и были ли такие случаи;
  • какие и сколько спортивных секций, какое там оборудование;
  • с какого курса специализация и по каким направлениям;
  • на каких условиях можно попасть на «топовые» специализации;
  • можно ли перевестись с одного бакалавриата на другой, на каких условиях, были ли прецеденты;
  • сколько дней в неделю учеба, в первую или вторую смену;
  • сколько стипендия, обычная и повышенная, как получить более высокую стипендию;
  • дают ли общежитие, есть ли платное;
  • какая библиотека, есть ли электронная, есть ли туда доступ из дома;
  • есть ли магистратура, по каким направлениям, многие ли идут после бакалавриата на магистратуру, какой туда конкурс,
  • кого больше в группах: ребят или девчат (для кого-то важный фактор).

Хорошо бы, чтобы и вы, и подросток внимательно слушали, записывали ответы на эти и чужие вопросы. Ведь и другие будут задавать что-то свое. Это серьезная работа на 1-1,5 часа. Такой подход дисциплинирует, заставляет серьезнее относится к своему выбору.

  1. Надо просто походить по вузовским коридорам, позаглядывать в аудитории, поглазеть на занимающихся студентов. Это иногда делается в рамках целевых походов по вузам с соответствующим рассказом. Но ведь можно (и нужно) и самому походить…
  2. Очень важно заглянуть в столовую и буфет! Взять студенческий обед, подсесть к любой группе студентов и просто попросить у них поделиться впечатлениями о вузе: сложно ли здесь учиться, большая ли нагрузка, можно ли немножко сачкануть, а потом с преподом договориться. Сильно ли грузят физо, или от него можно как-то отвязаться. Строго ли ведут учет посещаемости занятий, можно ли что-то из лекций пропустить. Много ли интересных преподов или все занудненько. Жестко ли спрашивают на экзаменах или зачетах. А как с практикой: реальные навыки или для отмазки. Приходят ли работодатели, вербуют ли толковых. Как условия проживания и т.д.

Не стоит бояться подсаживаться и расспрашивать – обычно студенты очень охотно делятся информацией.

  1. Заглянуть в лаборатории, узнать, есть ли какие программы по вовлечению школьников в научную деятельность. Например, «Шаг в будущее» в Бауманке. Можно ли и с каких кафедр договориться с куратором по теме проекта еще до поступления. Найти кафедру, поговорить с куратором, договориться о теме – и начинать проектную работу. Тут отдельный простор для совместной разработки плана работы, подбора и изучения литературы/программ, написания статьи, проведения опытов, обработки результатов на компьютере, публикации результатов в студенческом сборнике, подготовки презентации по своему проекту и защиты, участия в олимпиаде, получения соответствующих свидетельств (чтобы потом зачли доп. баллы при поступлении).

Большая и интересная работа по совместному построению своего будущего!