Я имею право!

При занятиях с учениками меня всегда поражает, как психологические зажимы отражаются на речи, осанке, почерке подростка. Наглядно проявляется связь физического с психическим.

Вот, например, заметил, что ученик все время заслоняется ладонью, прячет лицо за нее. Или за отворот рубашки. Или держит кулак у рта, то ли прячась за него, то ли затыкая себе рот. Говорит тихонько, проглатывая слова и окончания. Старается отмолчаться.

Тогда попросил ученика повторять за мной предложения. Но не простые, а начинающиеся со слов: «Я имею право…».

«Я имею право сделать ошибку» — сразу сказать не смог.

Вместо: «Я — хороший», сказал: «Я – плохой!».

Тогда начали тренироваться с простого. По несколько раз произносить:

  • Я имею право забить гол
  • Я могу писать ручкой
  • Я могу сидеть на стуле
  • Я могу себя погладить по голове
  • Я имею право писать в тетради

А потом с разгона и получилось: «Я — хороший!» и «Я могу ошибаться!». Так вот «паровозиком» и вытянули на спокойное выражение своих мыслей.

Но бывает иначе. Некоторые подростки говорят активно, щебечут. Но все время поднимают плечи и втягивают голову. Особенно, когда начинают делать задание. Напоминать про осанку бесполезно — все уже на автомате.

Тогда работает контакт. Подойти, пальцы положить на плечи – и спросить: «Чувствуешь, как напряжены? Попробуй опустить плечи вниз на пяток сантиметров. Почувствуй — как сразу полегчает!». И опускаются плечи не на пяток, а на 10-15 см. Вот он какой — уровень внутренней тревоги!

При регулярном применении ученик уже сам начинает чувствовать свое напряжение и сознательно опускает плечи.

А бывает, что и речь хорошая, и осанка приличная. Но пишет ученик мелко и неразборчиво. За этим может скрываться не только попытка поскорее отвязаться от непонятного предмета. Но и желание скрыть свои промахи. Ошибка, если она случится (а она — вредина, ведь точно вылезет), будет такой маленькой-маленькой. На нее можно не смотреть, ее можно просмотреть, ее можно вообще не увидеть. Сказать, что не заметил. Быстро замазать, зачеркнуть, чтоб ее вообще видно не было.

Тут срабатывает проговаривание: «Мы любим свои ошибки! Чем их больше — тем быстрее мы от них избавимся!».

И вот я думаю: как же сильно за десяток лет может деформироваться психика подростка под постоянным внутренним напряжением по поводу школьных ошибок! Где уж тут говорить о смелости, открытости, ответственности. Главное — отмолчаться, спрятаться, сослаться на что-то.

А основная причина — замена интереса к освоению чего-то нового на скучное занудное запоминание, замещение радостного уверенного пробования на страх перед неизбежными ошибками!

Поскольку сами подростки этого не замечают, а скорее – воспринимают как должное, то это наша ответственность (родителей, репетиторов, учителей) – реализовать принцип «Я имею право ошибаться!».