Правила семейного обучения

Школа и семья. Как это обычно бывает…

1-6 класс. Не велика проблема. Можно объяснить любую тему, глянув в учебник, или посмотрев на ютубе. Не слушается – поговорить, наказать. В половине случаев помогает ?.

7-9 класс. Системный кризис. Темы сложные. Либо вообще не объяснить, либо долго самому разбираться. Большинство предметов запущено – замучаешься репетиторов нанимать. И маячащий тревожный призрак ОГЭ. Гормональный переход – подростков колбасит, не слушаются. Хамят, дерзят. На все собственное мнение. И не переспоришь.

10-11 класс. Они уже в своем мире. Изредка выныривают, когда деньги или еда кончаются. Про учебу спрашивать как-то уже не прилично. Репетиторы по ЕГЭ-предметам. Робкие напоминания про определение с профессией/вузом, зависающие в безответной пустоте.

Если это про вас, то вот несколько практических рекомендаций. Не обязательно реализовать все – но чем больше, тем лучше. И для вас, и для подростка!

Как долго

Формирование у подростка устойчивой способности к концентрации и регулярной самостоятельной работы с удовольствием займет минимум 3 года. Лучше начинать пораньше, хотя бы с 7 класса. В 10-11 уже скорее всего поздно.

Кто отвечает

Не надеяться на самостоятельную подготовку подростка в школе (очной или заочной). Придется ежедневно самим или кому-то создавать среду на 80% труда и 20% отдыха. И контролировать процесс.

Единая позиция по формированию тренировочного пространства мамы и папы. Мнение подростка носит совещательный характер. На выбор предлагается несколько вариантов. Но в любом случае подросток должен напрягаться на освоение выбранного. Зато можно не переживать по поводу оценок. Что заслужил своим трудом – то и получил. И при регулярных занятиях оценки будут радовать.

Когда отдыхать

Выходные, каникулы учебные или летние – это только повод переключиться на полную катушку со школьных предметов на свои подростковые проекты. Но зато в любой момент можно устроить совместный праздник и куда-то выбираться отдохнуть или попутешествовать.

Как засыпать

При активной учебе каждый день подростку надо хорошенько высыпаться. Новые нейронные связи укрепляются как раз во время сна.

Все игры заканчиваем к 20:00. И можно почитать или что-то спокойное поделать, чтобы за 2 часа до сна психика постепенно успокоилась. Ложимся в 22:00. Два часа до полуночи очень благоприятны для отдыха.

Если спать после кино или игры, то сложно заснуть – сознание будет прокручивать яркие впечатления.

Перед сном лучше 15-30 мин вместе почитать из того, что подростку интересно – приятное совместное завершение дня, укрепление отношений.

Как просыпаться

Подъем в 7:00. Набирается 9 часов сна. Постепенно свигаем на 6:00 или 5:00. Главное – ощущение полноценного отдыха.

Утром подросток может сначала садится на кровати, спиной опираясь на стенку (подушку можно подложить под спину). Через 2-3 минуты кровь отливает от головы и спать хочется вдвое меньше.

За это время уже стоит начитать делать разминку (папа или мама, или оба) и далее подросток к ней присоединяется.

5-7 минуть крутим сверху вниз шеей, руками, пальцами, грудью, бедрами, коленями, носками. Мягко, без особых усилий, чтобы ничего не потянуть.

Сон уже почти прошел.. Можно заправить постель и умываться.

Что с телефоном

Если занятия дома, то мобильник выдается только вечером на час. Далее снова сдается и хранится где-то у родителей. Все личные вопросы решит вечером после занятий. Если что срочное – то пусть лучше звонят вам.

Если занятия вне дома – то лучше простой кнопочный телефон. И книжка для чтения в метро или автобусе.

Как мотивировать

Для продвинутых подростков морковку (игра, телефон, фильм) давать вечером. Для тех, у кого мобилизации хватает только на полдня – можно немножко расслабиться и в обед. Например, поиграть 0,5 ч.

Но после желательно прогулка или физ. разминка, или рисование, или еще что-то по своему проекту. Чтобы мозги передохнули.

Потом работаем до вечера – 18:00 или 19:00. И можно еще 1-1,5 ч поиграть.

Больше 2 ч игры в день давать не стоит.

Если работает лениво, не старается — можно удлинять время занятий за счет игры. Меньше на 15 мин или 30 мин поиграет играет – зато доделывает, что надо. Это будет стимулировать в рабочее время все заканчивать.

Перерывы на физо

Выставляем на смартфоне сигнал каждый час или 2 часа. По сигналу делаем один или несколько подходов или на приседание, или на отжимание, или на планку, или на подтягивания. Листок для записи результатов вешаем на стене – наглядно виден прогресс. Показываем пример, сами тоже пишем свои результаты. Стараемся их улучшить. Радуемся успехам подростка. Особенно если начинаем нас перегонять ?

Турник можно повесить в дверном проеме. На первых порах подростку помогаем — чуток подталкиваем за ногу. Но основные усилия он прикладывает сам: подтягивается раза 3-4. Как дойдет до 10, то уже сам сможет разок подтянуться самостоятельно. Далее снова помогаем до 10 раз. Когда выйдет раз на самостоятельные 5-6, то перестаем помогать. Дальше сам.

По привычкам

Контролировать заправку кровати. Вынос мусора. Мытье посуды за себя. А лучше за всех. Объяснить, что это не наказание – а его посильный вклад в общее дело. Родители ведь тоже зарабатывают деньги на всех, и мама готовит на всех.

В дальнейшем хорошо бы и регулярную влажную уборку в доме ввести в обязанность подростка. Будет в армии или еще где — помыть что-то или убрать не будет для него психологической проблемой. Если не выполнил свои обязанности, то не играет, пока их не доделает. Тогда сам будет стараться побыстрее все выполнить.

По манипулированию

Большинство подростков хорошо натренировано к демонстрации горя и уныния. Умеют быстро переходит от веселья в играх к унылому рассказу по телефону родителям о жестокостях жизни. А потом снова радостно бегут играть.

Начиная с 5-7 класса мама вторична. Слишком много эмоций и рассуждений. Подросток будет использовать все болевые точки родителей, чтобы вбить клин и добиться роста своей свободы. Бессмысленно убеждать и аргументировать. На пути к своим желаниям будут сметены все преграды потому, что это инстинктивное желание растущей поросли расширить свое пространство. Поскольку мама более эмоциональна, продавливать в первую очередь будут ее.

Кто воспитывает

Папа, если у самого есть опыт борьбы и концентрации, способен создать пространство тренировки. Но часто он в бизнесе или в своих личных целях. И поставить на несколько лет приоритет подростка наравне или выше других своих проектов (по затратам времени и энергии) может далеко не каждый. Поэтому попытки пап что-то сделать редки, чаще по выходным. Скачком достигнуть того, на что надо тратить несколько лет. И кончаются ничем или подзатыльником.

Маме надо выдать карт-бланш папе на создание такого пространства. И всемерно помогать сохранять терпение. Потому что труда на несколько лет, а папины проекты отодвигаются на второй план.

Ну, крутая мама сможет и сама все так организовать. Только обычно такой маме без особой нужды любой папа ?

И все-таки за мамой останется эмоциональная поддержка подростка (есть к кому прибежать поплакаться). Но, утешив подростка, итогом будет: «У вас с папой все получится!»

И если есть разногласия, то они должны обсуждаться без ребенка. Тогда корректировки в воспитании не будут выглядеть закономерным итогом жалоб подростка маме.

Развитие кругозора

Большинство подростков смотреть научно-популярный фильм или читать что-то познавательное будут только при угрозе учебных занятий. Это можно использовать в двух случаях. Или как получасовая разминка перед учебным процессом – постепенная мобилизация, или как перерыв в учебе на отдых – только не игру, а что-то развивающее.


Только после просмотра надо обязательно обсудить что понял/не понял, что понравилось/не понравилось. После обсуждения факты и концепции закрепляются в памяти надолго.

По спорту

Кроме учебы важно минимум 3 раза в неделю вместе ходить на физические тренировки — любые секции: танцы, карате, борьба, качалка, бассейн. Важна регулярность — закаляет характер и тело. Если что-то выбрали – не бросаем. Занимается от 3 месяцев одним видом спорта, чтобы навыки сформировались. Потом можно и поменять.

Тренера лучше выбирать ориентирующегося не на соревнования и результат, а умеющего создать доброжелательную обстановку и спокойный тренировочный процесс с учетом индивидуальных особенностей подростка.

Совместное обсуждение

Очень важно регулярно вместе болтать за жизнь (от 30 мин) — во время пробежки по утрам, прогулки совместной до спортзала или после тренировки. Просто прогулки в парке, до кафе и обратно. Всей семьей или вдвоем.


Стоит потихоньку начинать с себя – рассказать что интересного происходит на работе, или что поразило в прочитанной книге или просмотренном фильме. Потихоньку подросток втягивается и начинает делиться своим.

Про социализацию

Эффективна там, где больше контактов и разнообразных жизненных ситуаций. Поэтому полдня честно и эффективно учимся. А полдня – в театральной студии, музыкальной школе, спортивной секции, техническом кружке. По выходным – на любые психологические тренинги: развитие логики, стрессовой устойчивости на экзамене, ораторского мастерства, искусству презентации, любовь и дружба, робинзонада…

Поиск себя

Лучше всего идет через реализацию разных проектов. Золотое время все попробовать – 5-9 классы. В 10-11 много придется готовиться к ЕГЭ. Да и сам выбор предметов для сдачи ЕГЭ завязан на выбранную профессию/вуз.


При выборе проекта важно помочь с определением конкретных показателей: чего хочешь достичь, в какой срок, по сколько часов и как часто будешь этим заниматься. Если работа в команде, то кто и что делает.


И тут снова без контроля папы и эмоциональной поддержки мамы не обойтись. Важно каждый день спрашивать про продвижение проекта, отмечать достигнутые показатели на Листе результатов, поддерживать при попытках все бросить и сесть играть, совместно праздновать достижения. И помогать сразу ставить новые цели, начинать новые проекты.

Зачем так напрягаться

В целом — совместное постижение школьных предметов с подростком, беседы с ним о жизни, тренировки совместные — одно из самых увлекательных жизненных приключений. И связи, которые формируются при многолетнем совместном труде, очень тесные и близкие. На всю оставшуюся жизнь ?