Уклонисты

Каждый ученик уникален. У каждого свой стиль освоения материала. Но и свои способы защиты от работы.

Поскольку чаще всего у меня учатся ребята со значительным отставанием по предмету (1-3 года), то и способы избегать упорно работать над материалом у каждого свои. Наработанные изощрённой психологической игрой с учителями, родителями, репетиторами. Подчас разыгрывается настоящая борьба за свободу!

Вот несколько любопытных случаев.

Говорун

Симптом: ученик начинает говорить и говорить без остановки по любому поводу (и без повода).

Ставка на то, что вроде бы не вежливо перебивать. Да и рассуждения умные, серьезные. Правда, общего характера. Но ведь спрашивает совета, эмоционально делится наболевшим. Не сразу понимаешь, что это отработанный психологический ход. Скорее всего наработка с мамой — ведь так здорово говорить с сыном по душам.

Противоядие: очень интересно, но все вопросы после занятий. А сейчас делаем то-то и то-то. Почему-то после занятий все вопросы куда-то пропадают.

Соня

Симптомы: парня начинает неудержимо клонить в сон от одного вида учебника ?. Вот прямо голова свешивается, глаза закатываются, голос умирающего лебедя. Ну как не пожалеть заработавшегося ученика. Ведь такие нагрузки в школе!

Противоядие: эффективность работы стоя возрастает на 30%. Раньше вообще за конторкой занимались. Вот тебе специальная подставка на стол для тетради, чтобы не горбясь писать. А стульчик я забираю. Как решишь контрольную, так и сядешь. И как-то быстро работа начинает идти. Хочется стульчик заработать.

Тихоня

Симптомы: со стороны — озабоченное лицо, нахмуренные брови, глубокая сосредоточенность. На деле — сидит и считает ворон, смотрит на улицу в окно, медитирует на учебник, уходит в свои мысли. Если не трогать, готов сидеть часами.

Противоядие: договориться заранее об объеме работы, быстрее выполнишь – скорее отдохнешь. Посадить рядом, дать ручку и сказать, что должен все время что-то писать. Как остановился – то должен сразу спросить про непонятное место. Задача — чтобы начал думать и писать. Дальше разгонится и выйдет из медитативного состояния.

Крикун

Симптомы: любое объяснение сделанному буквально кричит, причем очень тонким, визгливым голосом. На просьбу говорить потише отвечает, что это его природный голос. Ставка на то, что долго его слушать невозможно.

Противоядие: договариваемся говорить шепотом. И сам тоже с ним начинаешь говорить шепотом – подаешь пример. Или договариваемся все объяснения писать письменно. Обычно хватает одного раза.

Перерывчик

Симптомы: каждые 15-20 минуть бегает водички попить, в туалет, голова закружилась, перерывчик нужен…

Противоядие: ставим бутылку с водой на стол, но с условием терпеть и ходить в туалет не чаще 1 раза в час, ставим на стол таблетки от головной боли, договариваемся о перерывах после выполненного объема заданий.

Незнайка

Симптомы: на любое объяснение ответ один – а я ничего не понял, причем видно, что это способ затянуть время и самому ничего не решать.

Противоядие: рисовать все объяснения и давать в виде опорного конспекта, просить переписать себе в тетрадь, а потом на чистом листе по памяти восстановить и самому объяснить, что он написал.

Знайка

Симптомы: на любой вопрос – а я уже это все знаю, давайте задачи решать. Теория мне не нужна.

Противоядие: задать несколько очень простых вопросов, ответы на которые не очевидны. Если ссылается на правило, спросить – а почему именно такое правило. Дать возможность подумать, погадать. Втянуть в игру. А потом помочь с ответом.

Путаник

Симптомы: плохой почерк, все перечёркнуто, сложно что-то разобрать. Это я так с детства пишу. Это не минус – это маленький плюс. Это не плюс – а перечеркнутый минус. Это я не зачеркнул, а сократил. Это я не сократил, а зачеркнул. Начало внизу написано, продолжение – на обороте, а концовка вверху.

Противоядие: просто все перечеркивается – я работу в таком виде не проверяю. После 2-3 переписываний почерк резко улучшается. Но периодически приходится напоминать.

Самый тяжелый случай: парень специально небрежно делал все рисунки, 2 часа тренировались рисовать более-менее ровную окружность. Дальше принципиально не двигались. В конце концов сдался – нарисовал. После этого дело пошло на лад.

Отвлекун

Симптомы: частый смех над чем-то своим, постоянные попытки посмотреть что-то на телефоне, попытки втянуть в беседу других учеников. На объяснения, не дослушав, отвечает: «Да, да, понял, ясно!». Хотя видно, что просто не хочет вникать в материал. Задача – лишь бы пересидеть время занятия поскорее. Внимание постоянно уплывает, автоматически перескакивает на любой предмет. Причем, ученик сам не отдает себе в этом отчета, он просто ничего не может с собой поделать.

Противоядие: разворачиваем спиной к другим ученикам, сразу забираем телефон, линейки и вообще все предметы со стола.

Если прячет телефон в карман, то договариваемся, чтобы положил смартфон на стол репетитора и включил режим полета (иначе будут тренькать входящие сообщения). Добиваемся, чтобы при объяснении ничего не крутил в пальцах. Смотрел на тебя или листок с чертежом, а не в окно или на стену.

Сразу обозначаем объем работы и, договорившись предварительно с родителями, сообщаем, что конец занятий только после полного выполнения заданий.

Постоянно удерживаем внимание на предмете тем, что ученик должен рассказать ход своего решения. Приучаем концентрировать внимание ученика на теме большим количеством вопросов и возможностью дать свою формулировку ответа.

Сообщаем по теме интересные факты и примеры из жизни, но не даем увести себя в беседу.


Может показаться, что это ерунда, и посмеяться над этим. Но для налаживания эффективной работы (особенно с ребятами) мелочи принципиальны. Ведь исподтишка идет принципиальная борьба за свободу от напряжения. И это важно — кто кому навяжет свои правила работы!