Отговорки подростков

Порой ученики напоминают колобков. Главная задача — укатиться от родителей, учителей и репетитора. Ведь переходить на активный режим осваивания материала сложно, энергозатратно, требует внутренней перестройки.И если на уроке приходится выложиться, то от домашнего задания надо обязательно как-то увильнуть.

И тут целая система защиты! С большой вероятностью все будет пущено в ход, поэтому лучше заранее обговорить возможные варианты взаимодействия. Учителям/репетиторам может пригодиться опыт противодействия, а родителям полезно оценить изобретательность подростков и быть готовым поддержать наставника.

  • Я не записал (не запомнил, забыл…) домашнее задание.

Тут лучше диктовать и смотреть на запись прямо в конце урока. Иногда не срабатывает (вырвал листок, потерял тетрадь…) — тогда высылать ДЗ по электронной почтой или смс.

  • Я не понял, как надо решать.

Домашнее задание должно быть аналогичным разобранному. И что-то посложнее. Поэтому проблемы могут быть только там.

  • Я не успел решить (много задали в школе, загрузили родители, было день рождения…).

Перед выдачей домашки спросить про возможность его выполнения. При проблемах тут же позвонить родителям и договориться об отвлечениях, спортивных кружках и др.

  • Я не смог удержаться и все проиграл (просмотрел, прогулял…)

Тоже созвон с родителями и договоренность об освобождении вечером подростка на 2 часа от игр для выполнения дз.

  • Ответы написаны, но нет подробного решения.

Скорее всего ответы списаны со сборников Готовых домашних заданий или взяты из Интернета. Заранее договориться о записи подробного решения.

  • Все написано, но ничего не понятно (у меня такой почерк…)

Просто заставить все красиво переписать. И сразу предупредить, что переписывание будет до тех пор, пока не станет красивым и аккуратным. Иногда приходится это делать до 5 раз. Деньги за такое занятие можно и не брать. Но лучше сразу так сделать, чем потом мучительно всякий раз разбирать каракули.

  • Просто не сделал.

Лучше не проводить занятие – отослать делать домашку. Пока не закрепили прошлый материал, за новый лучше не браться. И, конечно, перезвонить родителям и объяснить, что смысла проводить занятие в таком случае нет. Попросить это объяснить подростку и с их стороны.

  • Сделал не полностью.

Скорее всего потому, что протянул до последнего. И сколько успел сделать – столько и принес. Договориться, чтобы высылал фото домашки накануне дня занятия.

  • Звонок с просьбой переноса занятия.

Часто потому, что просто не сделал дз. Тогда перенос с условием выполнения удвоенного-утроенного домашнего задания. Выслать дополнительное по электронной почте.

  • Ничего не помогает – родители повлиять не в состоянии.

Или отказаться заниматься. Или, если жалко бросать подростка в такой ситуации, созвониться с родителями и договориться о дополнительных часах занятий к основному времени (бесплатно). Первый раз – дополнительный час, второй – 2 часа, третий – у часа. Доходило до 5 часов!

Важно, чтобы цена дополнительных усилий для подростка перевесила желание продинамить домашку. Энергозатраты для учителя/репетитора минимальны – подростку выдаются аналогичные варианты домашних заданий. И пока не сделает – не уйдет.

  • Родители звонят — просят задание не проверять («душа болела — с утра плакал…», заболел…)

Ничего страшного, удваиваем задание. Идем по программе дальше. Смотрим, чтобы не вошло в систему.


Подростки изобретательны в защите своего образа жизни. К этому надо быть готовым, не злиться – а доброжелательно пресекать попытки схалтурить. Есть точка, когда подросток понимает, что шансов укатиться нет. Тогда колобок начинает работать ?