Порой ученики напоминают колобков. Главная задача — укатиться от родителей, учителей и репетитора. Ведь переходить на активный режим осваивания материала сложно, энергозатратно, требует внутренней перестройки.И если на уроке приходится выложиться, то от домашнего задания надо обязательно как-то увильнуть.
И тут целая система защиты! С большой вероятностью все будет пущено в ход, поэтому лучше заранее обговорить возможные варианты взаимодействия. Учителям/репетиторам может пригодиться опыт противодействия, а родителям полезно оценить изобретательность подростков и быть готовым поддержать наставника.
- Я не записал (не запомнил, забыл…) домашнее задание.
Тут лучше диктовать и смотреть на запись прямо в конце урока. Иногда не срабатывает (вырвал листок, потерял тетрадь…) — тогда высылать ДЗ по электронной почтой или смс.
- Я не понял, как надо решать.
Домашнее задание должно быть аналогичным разобранному. И что-то посложнее. Поэтому проблемы могут быть только там.
- Я не успел решить (много задали в школе, загрузили родители, было день рождения…).
Перед выдачей домашки спросить про возможность его выполнения. При проблемах тут же позвонить родителям и договориться об отвлечениях, спортивных кружках и др.
- Я не смог удержаться и все проиграл (просмотрел, прогулял…)
Тоже созвон с родителями и договоренность об освобождении вечером подростка на 2 часа от игр для выполнения дз.
- Ответы написаны, но нет подробного решения.
Скорее всего ответы списаны со сборников Готовых домашних заданий или взяты из Интернета. Заранее договориться о записи подробного решения.
- Все написано, но ничего не понятно (у меня такой почерк…)
Просто заставить все красиво переписать. И сразу предупредить, что переписывание будет до тех пор, пока не станет красивым и аккуратным. Иногда приходится это делать до 5 раз. Деньги за такое занятие можно и не брать. Но лучше сразу так сделать, чем потом мучительно всякий раз разбирать каракули.
- Просто не сделал.
Лучше не проводить занятие – отослать делать домашку. Пока не закрепили прошлый материал, за новый лучше не браться. И, конечно, перезвонить родителям и объяснить, что смысла проводить занятие в таком случае нет. Попросить это объяснить подростку и с их стороны.
- Сделал не полностью.
Скорее всего потому, что протянул до последнего. И сколько успел сделать – столько и принес. Договориться, чтобы высылал фото домашки накануне дня занятия.
- Звонок с просьбой переноса занятия.
Часто потому, что просто не сделал дз. Тогда перенос с условием выполнения удвоенного-утроенного домашнего задания. Выслать дополнительное по электронной почте.
- Ничего не помогает – родители повлиять не в состоянии.
Или отказаться заниматься. Или, если жалко бросать подростка в такой ситуации, созвониться с родителями и договориться о дополнительных часах занятий к основному времени (бесплатно). Первый раз – дополнительный час, второй – 2 часа, третий – у часа. Доходило до 5 часов!
Важно, чтобы цена дополнительных усилий для подростка перевесила желание продинамить домашку. Энергозатраты для учителя/репетитора минимальны – подростку выдаются аналогичные варианты домашних заданий. И пока не сделает – не уйдет.
- Родители звонят — просят задание не проверять («душа болела — с утра плакал…», заболел…)
Ничего страшного, удваиваем задание. Идем по программе дальше. Смотрим, чтобы не вошло в систему.
Подростки изобретательны в защите своего образа жизни. К этому надо быть готовым, не злиться – а доброжелательно пресекать попытки схалтурить. Есть точка, когда подросток понимает, что шансов укатиться нет. Тогда колобок начинает работать ?